Сайт Меркенского района [неофициальный]
Оставить свой отзыв
Четверг, 25.04.2024, 17:52
Меню сайта
  • Главная страница
  • О Мерке
  • Новости Мерке
  • Архив историй и новостей
  • ФОТОАЛЬБОМ
  • Организации в Мерке
  • Погода по Казахстану
  • Казахстан
  • Карта Казахстана
  • История Казахстана
  • Святилище Мерке
  • Путешествия
  • Из истории
  • Форум
  • Поиск работы в Мерке
  • Онлайн Магазин(Объявления)
  • Гостевая книга
  • МЕРКЕНСКИЙ ЧАТ
  • ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • Каталог сайтов
  • Обратная связь
  • ТЕЛЕФ.СПРАВОЧНИК
  • Гороскоп на каждый день
  • ФАЙЛОВЫЙ ХОСТИНГ
  • Скачать
  • Великие люди
  • Поэзия
  • ҒАЖАБ-наша Меркенская Марка
  • Домен 2-го уровня Бесплатно
  • Онлайн Тесты
  • Карта Мерке
  • Правила использования сайта
  • Забыл пароль ICQ
  • Обратная связь
    468482458
    Агент@mail.ru merke20007@mail.ru
    Мини-чат
    Наш опрос
    Верите ли вы в конец света 21 декабря 2012
    Всего ответов: 98
    Скорость интернета
    Праздники
    Праздники Казахстана
    Афиша
    Сегодня на экранах
    Переводчик

    РУССКО-КАЗАХСКИЙ ПЕРЕВОДЧИК

    Билеты на поезда

    и дальновидной политике Аблаю удалось выйти на рынки сибирских городов и завязать торговлю с Синьцзяном, возвратить некогда захваченные джунгарами земли.

    РАЗДЕЛ III. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Глава 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ.

    Осуществив полный захват казахских земель Младшего и Среднего жузов военными силами, царское правительство начало проводить в крае территориально-административное переустройство и вводить вопреки желаниям местного населения новую систему управления. Так, в 1822г, ханская власть в Среднем жузе была упразднена и вводится новая система управления, разработанная в1822г. видным государственным деятелем России XIX в, генерал-губернатором Сибири М.М Сперанским. Реформа называлась " Устав о сибирских киргизах". По нему Сибирь была разделена на две части: Восточную-с главным управлением в Иркутске, и Западную-с центром в Тобольске, а с 1839г.-в Омске. В Западную Сибирь вошли области: Тобольская, Томская и Омская, к которой была присоединена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего и частью Старшего жузов. Она получила название " Область сибирских киргизов ", для которой и был разработан в 1822г. " Устав о сибирских киргизах ".

    По " Уставу " "область сибирских киргизов " разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи,кочевавшие за Иртышом. Округа разделялись на волости и аулы. В округ должно было входить от 15 до 20 волостей, в волость-от 10 до 12 аулов, в аул-от 50 до 70 кибиток. Образование округов , тесно связанны с пограничными управлениями, должно было содействовать военной колонизации Восточного Казахстана. Каждый округ получал определенную территорию. С 1822 по 1844гг. были образованы округа : Акмолинский, Кокчетавский, Каркаралинский, Баянаульский, Атбасарский, Аягузский (Сергиопольский), Кокпектинский и Алатауский. В новые территориальные образования входило, помимо Среднего, также значительная часть Старшего жуза.

    Каждый округ возглавлялся окружным приказом, куда входили председатель-старший султан и заседатели- два российских заседателя, назначаемых областным правлением, и два из числа казахов по выбору. В состав приказа также входил командир казачьего отряда, расквартированного при ставке старшего султана. Округом формально управлял старший султан, опираясь на казачьи отряды. Он имел чин майора российской службы и считался чиновником. За десятилетнюю службу старший султан получал дворянское звание.

    В 1838г. для общего руководства сибирскими казахами создается Пограничное управление. Пограничный начальник подчинялся генерал-губернатору Западной Сибири. В " Положении " 1838г. много внимания уделялось управлению "областью сибирских киргизов ". Старшие султаны, избираемые на три года, теперь утверждались не омским областным начальником, а генерал-губернатором Западной Сибири.

    В 1824г. был принят "Устав об оренбургских киргизах" и в том же году было решено отменить ханскую власть в Младшем жузе. Как известно из предыдущей темы, царское правительство пыталось ликвидировать ханскую власть в жузе еще раньше и найти опору среди многочисленной родовой знати. С этой целью в 1785г. была принята реформа расчленения Младшего жуза, автором которой являлся оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром. Но ее претворение в жизнь не дало желаемых результатов. Под мощным натиском народных волнений ханская власть была восстановлена, но ненадолго.

    Основными звеньями управления были административные участки-дистанции, т.е. участки между двумя крепостями. Внутри дистанции создавались более мелкие единицы управления-старшинства аула или отдельного рода. В начале 40-х гг. было открыто 54 дистанции . Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана-правителя назначались оренбургским генерал-губернатором. Выборная система здесь отсутствовала. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, и в том числе и суды биев, в карательно-полицейские органы. Им были предоставлены полномочия заключать под стражу ,наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.

    Реформы царской администрации в 1822 и 1824гг., перестройка системы управления окончательно закрепили колониальный режим в крае. В итоге страна полностью лишилась своей свободы и независимости.

    К середине 60-х годов завершилась колонизация всех трех жузов Казахстана. По времени она совпала с отменой крепостного права в Российской империи и принятием ряда буржуазных реформ. Относительно быстрое развитие капиталистической промышленности в России после отмены крепостного права усилило роль Казахстана как богатейшего рынка сбыта и дешевого источника сырья. Для освоения вновь завоеванных земель необходимо было подчинить Казахстан полностью царской администрации. Чтобы облегчить выполнение этой задачи, следовало ввести в казахской степи единую систему управления. Так, 11 июля 1867 г. было утверждено "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях" и 21 октября 1868 г. - "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал- губернаторств". По этим реформам территория казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора. Теперь над трудящимися возвышалось крепкая военно-бюрократическая машина, главная цель которой-держать народ в повиновении.

    Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское входили Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское-Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское-Семиречинская и Сырдарьинская области. Территория бывшего Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии; Мангышлакское приставство отошло в ведение Кавказского военного округа, а несколько позже вошло в Закаспийскую область. Таким образом, была нарушена территориальная целостность Казахстана, положено начало его расчленения.

    Во главе области стоял военный губернатор, наделенной военной и гражданской властью. Генерал-губернатор являлся в то же время командующим войсками округа, наказным атаманом казачьих войск , расположенных на территории области. Области делились на уезды, во главе которых стояли уездные начальники из офицеров, назначаемых генерал-губернатором. Уездный начальник являлся главой полицейских властей. Ему подчинялись расположенные в уезде воинские части, учреждения и укрепления. Уезды делились на волости, которые создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В волость должно было входить от 1000 до 2000 кибиток (хозяйств). Так были образованны волости, в которые входили аулы, принадлежащие двум-трем родам.

    Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, как правило, составлялся из 120-200 кибиток, иногда без учета родовой принадлежности семей. Переход аулов из одной волости в другую разрешался только уездным начальником, а из аула в аул-волостным управителем. Это было, по существу, ограничением свободы передвижения и права выбора места жительства. Волостной управитель сосредоточивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. Он наблюдал за сохранением " спокойствие и порядка", за сбором податей, имел право подвергать аресту сроком на три дня и денежному штрафу. В пределах своего административного аула старшины имели такие же права, какими пользовались волостные управители.

    Главной задачей реформы, как говорилось в "Положении", было " объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, чтобы добиться постепенного слияния киргизских степей с прочими частями России". В результате осуществления реформы царское правительство полностью достигло этих целей, укрепило свою власть над беззащитным народом и колониальный режим в таком обширном крае, как Казахстан.

    “Положения” 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыта на два года. Однако этот “опыт” из-за опасения крайне отрицательной реакции местного населения длился около двух десятков лет. Для безраздельного политического господства царизма в Казахстане, обеспечения условий для широкого экономического освоения края потребовались новые реформы, углубляющие прежние.

    2 июня 1886 г. было принято “Положение об управлении Туркестанским краем”, 25 марта 1891 г. – “Положении об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями”. По “Положению”1886 г.территория Туркестанского края включала в свой состав Ферганскую, Самаркандскую и Сырдарьинскую области. Последняя состояла из Амударьинского отдела и пяти уездов: Казалинского, Перовского, Шымкентского, Аулие – Атинского и Ташкентского. По “Положению”1891 г. вместо Оренбургского и Западно – Сибирского генерал – губернаторств было создано одно Степное генерал= губернаторств с центром в Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области.Последняя в 1897 г. была вновь передана в ведение Туркестанского генерал- губернаторства.

    Реформы царской колониальный администрации 1867-1868 гг. содержали не только меры по административному устройству обширного края, но и устанавливали судебно – прававую систему в казахской степи, нормы судоустройства и судопроизводства. В целом, все эти реформы были направлены на расширение и усиление колониального гнета, имперской позиции, не только на ограничение, но и на лишение элементарных прав и свобод целого народа, на экономическое закабаление Казахстана. В “Положениях” прямо указывалось, что “земли, занимаемые киргизскими кочевьями, признаются государственными”. Это значит, что земля, единственное богатство казахских шаруа, объявлялась государственной собственностью России. В дальнейшем это “Положение” послужило юридической основой для насильственной ее экспроприации.

    Определив цели своей аграрной политики в Казахстане, царское правительство приступила к их осуществлении. Так, если в начале царизм ограничивался военно-казачьей колонизацией Казахского края, то в середине 60-х годов XIX в. из Центральной России в Казахстан началось переселение крестьян. При этом царское правительство рассчитывало, что переселенческая политека будет способствовать русификации края и служить источником пополнения колониальных войск.

    Инициативу по переселению крестьян взял на себя военный губернатор Семиреченской области генерал Г.А. Колпаковский. Под его руководством в 1868г. были разработаны “Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье” , действовавшие до 1883г. Переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десяти на душу, освобождение от налога и всякого рода повинностей сроком на 15 лет; выдача ссуд нуждающимся семьям на обзаведение хозяйством. Аналогичные “Правила” были приняты для переселенцев в Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской областях. К началу ХХ в. царские власти захватили у трудящихся казахов в общей сложности около 40 миллионов десятин лучших земель. Разорившиеся казахские крестьяне в поисках средств существование вынуждены были покинуть родные аулы, становились “отходниками”, вместе со своими семьями уходили на заработки на рудники, промышленные предприятия, составили основную рабочую силу на строительстве железных дорог. Переселенческая политика царизма резко изменила демографическую ситуацию в крае.

    По данным переписи 1897г., в Акмолинской области русское население составляло уже 33%. В результате переселения русских, украинских крестьян и представителей других народностей Казахстан по составу населения постепенно становился многонациональной окраиной царской империи. По тем же данным переписи, на территории Казахстана жило 4 млн. 471 тыс. 800 человек, из них казахов-3млн. 399тыс. 500(76 wacko , русских и украинцев-532тыс. 700 (11,8 %), остальную часть составляли татары, узбеки, уйгуры и представители других народов. Таким образом, к военно-политической колонизации края прибавилось крестьянская колонизация.

    Насильственная экспроприация земель, принадлежащих кочевому народу, вызывало глубокое недовольство и возмущение казахов, явилась причиной массовых повстанческих выступлений. Пламя, зажженное народными мстителями, полыхало во всех трех жузах, превратившись в пожар народно-освободительной борьбы.

    РАЗДЕЛ III. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА В XVIII — СЕР. XIX В.

    § 1. ХОЗЯЙСТВО

    Скотоводство. В результате природно-климатических условий Казахстана основной формой природопользования и жизнеобеспечения населения на протяжении трех тысячелетий было кочевое скотоводство — особый род производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в сезонные перекочевки.

    Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов.

    Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла 50—100 км в течение года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.) могла достигать 1000—2500 км.

    Особенности среды обитания определили способы использования казахами природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. Для зимних пастбищ использовались берега озер, долины рек, горные ущелья, опушки леса, невысокие горы и южные склоны сопок, т. е. места, где имелись естественные средства защиты стад от снежных буранов и ветров. Осенние и весенние пастбища обычно размещались на близлежащих от зимовок земельных угодьях, которые рано освобождались от снежного покрова. Летние пастбища располагались, как правило, на территориях с большим запасом осадконакопления, сравнительно обильным растительным покровом и наличием водных ресурсов естественного происхождения.

    Особенности географической среды и потребности жизнеобеспечения казахов определили и видовой состав стада. Удельный вес овец в нем составлял в среднем 60% всего поголовья, лошадей — 13, крупного рогатого скота — 12, верблюдов — 4%. Важную роль в регулировании видового состава стада играла способность животных адаптироваться к быстрым и частым перекочевкам, а также возможность их многоцелевого использования в хозяйственной (мясо, молоко, шерсть, тягло) и общественно-политической жизни (транспорт, военные цели).

    В Казахстане сложилось два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство, основанное на эксплуатации искусственных водоисточников, и полукочевое хозяйство — на утилизации водных ресурсов естественного происхождения.

    Первый тип скотоводческого хозяйства локализовался в ареалах с резко выраженной аридностью и континентальностью природно-климатических условий, низкой продуктивностью растительного покрова, отсутствием естественных водоемов (степи, полупустыни, пустыни, горные и предгорные районы).

    Большой труд, расходуемый скотоводами на создание сети искусственных колодцев и извлечение необходимого минимума воды, почти полностью поглощал их энергетические ресурсы и рабочее время, которое было подчинено исключительно интересам и нуждам кочевого скотоводства. Ограниченность водных источников и кормов диктовала повышенную частоту миграций, кратковременность остановок и огромную амплитуду кочевания. В результате этого в структуре стада преобладали наиболее подвижные и выносливые виды животных (овцы и верблюды), все предметы материальной культуры (юрта, домашняя утварь) наиболее полно соответствовали кочевому образу жизни и скотоводческому хозяйству. Такой тип хозяйственной деятельности получил распространение на полуострове Мангышлак, плато Устюрт, в некоторых районах Приаралья, Западного и Центрального Казахстана.

    Иной тип кочевого скотоводства сложился в ландшафтных зонах, характеризующихся более равномерным распределением осадков по сезонам года, реками с круглогодичным стоком воды, наличием плодородных участков почвы и проч. К ним относятся речные и около озерные долины в степной и лесостепной зонах, предгорной и высокогорной полосе. Сравнительно высокая продуктивность растительного покрова и лучшая обеспеченность запасами воды определили в этих районах большую продолжительность стоянок и менее интенсивный режим кочевания, ограничивали ареал миграций. Для этого типа хозяйства было характерно наличие большей доли крупного рогатого скота и лошадей, меньшей – верблюдов и мелкого рогатого скота.

    Земледелие. Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры локализовались, как правило, в наиболее удобных для хлебопашества в природно-климатическом отношении районах Казахстана. Такими районами были на северо-западе территории в бассейнах р. Сагыза, Эмба, Илек, Иргиз, Утва и Уил, долины Мугоджарских гор: в Центральном Казахстане – долины среднего течения р. Сарысу; на юге – по Сырдарье, Кувандарье и Жанадаье: на севере – по Ишиму, Нуре и Тургаю с их притоками; в Восточном Казахстане у Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в предгорьх Каркаралы; в Семиречье – на верховьях Лепсы, Аксу, Каратала и в среднем течении Или. Причем географическое приложение этих территорий, орографические и почвенно-климатические условия, наличие водных ресурсов, интенсивность культурно-экономических контактов с соседними оседло-земледельческими народами оказали определенное воздействие на уровень и размеры казахского земледелия, отбор земледельческих культур, степень агрономических заимствований у соседей, способы использования земледельческих продуктов в хозяйственных и иных целях.

    В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным. В северо-восточных районах Казахстана с большими естественными водоемами преобладало менее трудоемкое богарное (неполивное) земледелие. Обработка земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные сохи или рала, в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским земледельческим поселкам, — двухколесные железные плуги или обыкновенный “русский сабан”, кроме того, деревянные бороны, волок или просто грабли.

    Для севооборота была характерна переложная система земледелия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывали на несколько лет. В конце XVIII в. некоторое распространение в земледелии получило трехполье, с которым казахи познакомились на Ишиме у русских крестьян.

    Наиболее распространенной земледельческой культурой в хозяйстве казахов было просо, которое при искусственном орошении и благоприятных погодных условиях можно было сеять два раза в год и дважды собирать урожай; выращивались также просянка и яровая пшеница. Урожайность культур при хорошо отлаженной оросительной сети, несмотря на трудности земледелия в условиях Казахстана, примитивность орудий земледельческого труда и способов обработки почвы, была довольно высокой. Земледелие в некоторых хозяйствах Младшего и Среднего жуза было настолько успешным, что казахский хлеб приобретало даже российское купечество.

    Однако в целом земледелие не получило широкого распространения в Казахстане, оно всегда имело вспомогательный, второстепенный характер.

    Торговля. Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами и народами. Во второй половине XVIII — сер. XIX в. доминирующее положение в них занимал товарооборот с Россией. Меновая торговля казахов с российским купечеством сосредоточивалась в основном на севере и северо-востоке региона в таких населенных пунктах, как Оренбург, Троицк, Петропавловск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Товарооборот был взаимовыгодным, и торговые обороты купечества постепенно возрастали. В 1858 г. весь товарный оборот русско-казахской торговли на Сибирских линиях составил 4,5 млн., а на Оренбургской линии — около 2,5 млн., руб. При этом средняя ежегодная стоимость ввозимых и вывозимых товаров через Семипалатинскую таможню насчитывала в40—50-х гг. ХIХв. От 700 тыс. до 900 тыс. руб., через Петропавловскую — 1,8 млн. руб., Омскую — около 100 тыс. руб.

    Большим спросом у казахского населения пользовались русские ткани, особенно хлопчатобумажные и шерстяные, металлические изделия (топоры, ножи, кухонная утварь), меха, юфтевые кожи, галантерея. Широкий сбыт находили сукно, сахар, соль. Во второй четверти XIX в. Казахстан становится главным потребителем российского хлеба, который вывозится ежегодно в степь по всем пограничным линиям на сумму 400—500 тыс. руб. ассигнациями. Значительно меньшим спросом у казахского населения пользовались металлы, что было обусловлено низким уровнем развития ремесленного производства в регионе и, следовательно, большей потребностью в готовых металлических изделиях.

    Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция скотоводческих хозяйств. В конце XVIII — нач. XIX вв. на пограничных линиях с Россией в течение одного года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс. лошадей. В середине XIX в. только на Иртышскую линию ежегодно поступало около 150 тыс. лошадей, 3 млн. баранов и 100 тыс. быков и коров на сумму до 8 млн. руб. Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи, шкуры зверей, изделия из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы домашнего обихода.

    Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит преимущественно натуральный обмен, в котором баран выступал как эквивалент потребительской стоимости товаров. Торговля между казахами и соседними азиатскими народами производилась на меновых дворах и таможнях пограничных линий, в крупных торгово-экономических центрах Востока, таких, как Ташкент, Бухара, Хива, Коканд, Чугучак, Кульджа. Большое количество товаров обменивалось непосредственно в казахских кочевьях.

    Казахи приобретали у среднеазиатских торговцев в большом количестве бумажные ткани, разного рода сосуды из меди и бронзы, фрукты, бухарский сафьян, ковры, оружие (сабли, ружья, ножи, луки), изделия из кожи, Большое место среди импортируемых товаров в Казахстан из Средней Азии занимали хлеб и рис.

    Казахстан представлял интерес для среднеазиатских торговцев главным образом как поставщик скота. Многие присырдарьинские казахи пригоняли в Бухару ежегодно от 50 до 100 тыс. баранов, в Ташкент — около 200 тыс. и в Коканд — около 100 тыс. баранов в год. Значительная часть казахского скота из Среднего и Старшего жузов направлялась также на китайские таможни в Кульджу и Чугучак.

    Определенная часть скотоводческой продукции казахского населения реализовывалась внутри степи. Это вызвало появление такой социальной прослойки среди местного населения, как перекупщики товаров — алыпсатары. Они выполняли роль посредника, связывавшего приезжих торговцев с казахскими скотоводами — потребителями товаров. Особенно активно развернулась торговая деятельность алыпсатаров в Букеевском ханстве, где некоторые из перекупщиков становились владельцами солидных оборотных средств. Однако в сер. XIX в. эти явления еще не получили широкого распространения. Существенные изменения в развитии товарно-денежных отношений у казахов вглубь и вширь были характерны только для последней четверти XIX в.

    § 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

    Процессы общественного разделения труда и социально-экономической дифференциации казахского общества имели своим продолжением оформление социальных институтов и градаций, отражавших сложный спектр различных функций и ролей в структуре общественно полезной деятельности. Социальная стратификация возникла в процессе субъективного осмысления общественного разделения труда и социально-экономической структуры как идеальная модель расстановки разных индивидов, корпораций и слоев в зависимости от сложностей и значения выполняемых ими социальных функций. При этом социально-экономическая структура и социальная стратификация казахов часто не совпадали, а иногда даже приходили в противоречие друг с другом. Социальный статус человека далеко не всегда определялся его экономическим благосостоянием, а последнее, в свою очередь, не всегда зависело от его привилегированного положения.

    Характерной особенностью сословного деления казахского общества в период XVIII — сер. XIX вв. являлась дифференциация индивидов на так называемую “белую кость” (ак суйек) и “черную кость” (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общественной значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа.

    В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы “черной кости” являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов). Однако большая часть казахского населения, определяемая, как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса казахов.

    Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой “белой кости”. Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к старшей ветви Чингизидов — потомков Джучи. Сословие торе играло огромную роль в общественной и политической жизни казахов. Из его среды избиралась верховная власть в лице хана, осуществлявшего основное руководство политической организацией казахского общества. Принадлежность к сословию султанов по праву рождения означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений.

    Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа — кожа. Кожа, пользовавшиеся наследственными привилегиями, играли важную роль в духовной жизни казахского общества. Политическое влияние кожей в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется слабым распространением ислама в степи.

    Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Под словом “бий, — указывал Я. П. Гавердовский, — разуметь должно людей красноречивых, богатых и оборотливых”. Привилегированное положение биев в Казахстане определялось прежде всего большой общественной значимостью функции правового регулирования, арбитража и посредничества и выражалось в преимущественных правах в системе имущественных отношений, в частности правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера ' иска (бийлык).

    Большой авторитет и политическое влияние в Казахстане в XVIII — сер. XIX в. имела социальная группа батыров — военных вождей. По определению Е. К. Мейендорфа, батырами казахи называли “людей храбрых, справедливых и предприимчивых, во время войны — это наездники”. Звание “батыра” никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Принадлежность батыров к господствующему классу определялась большой ролью военно-потестарных структур в казахском обществе в рассматриваемый исторический период, а следовательно, и той огромной властью и влиянием, которыми обладали герои — вожди в эпоху военной конфронтации. К середине XIX в. в связи с относительной стабилизацией военно-политической обстановки на границах Казахстана этот институт во многом утратил свое значение и постепенно отошел на задний план.

    Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью, привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений (1-й пол.ХVШ в.) тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней “тарханские привилегии”, как правило, забывались, а роль этой группы сводилась к минимуму.

    Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины, осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание старшины, нередко обозначаемого в источниках термином “аксакал”, у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом разносторонними знаниями и богатым опытом пастьбы скота. Старшины-аксакалы образовывали фундамент всей социальной стратификации казахского общества, пополняя из своих рядов другие социальные категории и сословия.

    Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества, и свободными общинниками в Казахстане существовали категории зависимого населения — рабы и тюленгуты.

    Тюленгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей — султанов — на “служилых” людей.

    К категории зависимого населения относились также рабы-кулы, которые набирались из среды пленных россиян, калмыков и иранцев. Однако рабство не получило широкого распространения у казахов и не выходило за рамки патриархального домашнего рабства. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе.

    РАЗДЕЛ III. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Глава 4. НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА В ПЕРИОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ КАЗАХСТАНА К РОССИИ

    §1. ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СРЫМА ДАТОВА (1783-1797гг).

    Прошло полстолетия после принятия казахами Младшего жуза подданства России. Решение, принятое в свое время ханом Младшего жуза Абулхаиром, о вступлении в подданство России не нашло поддержки у всего народа. События, развернувшиеся в Казахстане в это время, убедительно доказали истинное намерение царской администрации. Проректоратство, подданство вскоре сменилось открытой царской колониальной экспансией, сопровождаемой насильственным вытеснением и порабощением местного населения. Казахам запрещалось занимать кочевья между Уралом и Волгой. Уральская укрепленная линия преграждала им путь к удобным зимовьям на правом берегу Урала.

    Казахские старшины в 1771г. обратились к царскому правительству с просьбой отменить указ 1756г., запрещавший казахам переходить на “внутреннюю сторону”. Но они получили отказ. Основными причинами восстаний трудящихся казахов Младшего жуза в конце XVIII в. явились обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода скотоводов за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабеж и насилие над народом.

    Главной движущей силой восстаний в Младшем жузе явились крестьяне-шаруа. Вместе с аульной массой в восстаниях участвовала и родовая знать – старшины, бии, батыры, права и привилегии которых были урезаны царскими властями. В целом, восстания конца XVIII и середины XIXвв, носили национально-освободительный, антиколониальный характер, в которых участвовали широкие народные массы.

    Непосредственное начало, ход и дальнейшее развитие восстаний в 90-х гг. протекали следующим образом. Массовая гибель скота из-за суровой зимы 1782-1783 гг. разорила многие аулы. К тому же участились набеги и угон скота со стороны отрядов уральских казачьих войск. К весне 1783 г. они беспричинно отогнали у казахов 4 тыс. лошадей, что усугубило и без того тяжелое положение трудящихся масс, еще не оправившихся от жута.

    В это время в аулах распространились сведения о том, что уральское войско готовиться к новому вооруженному нападению на прилинейные аулы. В такой обстановке в западных районах Младшего жуза начались стихийные восстания. Которые быстро распространились на другие роды, кочевавшие между Уралом и Эмбой. Стали создаваться повстанческие отряды. Во главе которых обычно становились старшины родов. Среди них особо выделялся батыр Срым Датов. Срым – крупный феодал, старшина рода байбакты, кочевавшего между Уралом и Эмбой.

    К началу 1785 г. отряд Срыма Датова состоял из 2700 человек. Напуганные размахом движения, хан Нуралы и султан Айчувак просили царскую администрацию в Оренбурге прислать войска для борьбы с повстанцами, так как Срым не скрывал своих намерений не только освободиться от русского засилья, но и расправиться с потомками Абулхаира, продавшимися, по его мнению, русским.

    В феврале 1785 г. карательные отряды выступили на подавление восстания. Борьба повстанцев против хана, султанов и карательных отрядов царских властей вызвала горячее сочувствие народа. Создавшееся положение в жузе заставило царскую администрацию, минуя хана Нуралы, пойти на установление непосредственной связи со старшинами восставших родов. В это время повстанцы начали нападать на ханские аулы. В апреле 1786 г. хан Нуралы под напором восставших бежал под защиту царских властей, а в июне 1786г. Екатерина II подписала указ об отстранении Нуралы. Он был вызван в Оренбург, а оттуда отправлен в Уфу, где и умер в 1790г.

    Собрание биев и старшин в 1791г. провозгласило ханом Младшего жуза брата Нуралы – Ералы. К месту “избрания хана”, недалеко от Орской крепости, прибыл генерал-губернатор, еще семь рот пехоты, три эскадрона кавалерии и четыре сотни казаков. В такой обстановке никто из участников собрания не посмел протестовать против кандидатуры султана Ералы. Весть о его избрании вызвала огромное недовольство в степи. Массовые стихийные выступления, вопреки воли сторонников нового хана, вновь возникли во всем жузе. Таким образом, в 90-х гг. начался новый этап восстания.

    29 сентября 1792 г. отряд Срыма численностью около тысячи человек напал на Илецкую крепость, но взять город не смог. После этого восставшие изменили тактику борьбы. Летучие отряды стали внезапно появляться там, где их не ожидали. Восстание приняло форму партизанской войны.

    Летом 1794 г. умер Ералы. Царское правительство долго не решалось назначить нового хана. Только в октябре 1796г. ханом Младшего жуза был провозглашен султан Есим, сын Нуралы. Новый хан принимал все меры к подавлению восстания. Он захватил в плен несколько руководителей повстанческих отрядов и выдал их царским властям. В ночь с 26 на 27 марта 1797 г. отряд Срыма напал на ханский аул. Хан Есим был убит. Его аулы разгромлены. В октябре 1797 г. царские власти утвердили ханом султана Айчувака, глубокого старика. По требованию Срыма Датова вновь назначенный оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром пошел на уступки повстанцам, создал ханский совет из представителей султанов и старшин куда и вошел батыр Срым Датов. Он заявил, что в связи с тяжелым положением населения и учреждением ханского совета прекращает борьбу. Восстание, продолжавшееся до конца 1797 г., т.е. почти 14 лет, постепенно пошло на убыль и в скоре прекратились.

    Историческое значение восстания огромно. Оно положило начало всеобщему организованному выступлению казахского народа против засилья и гнета русской колониальной администрации, против унижения и произвола, посягательств на свободу целого народа. Свободолюбивый дух восстания батыра Срыма Датова вдохновил в дальнейшем возникновение целых серий национально-освободительных движений под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1837гг.), Кенесары Касымова (1837-1847гг.), Жанхожы Нурмухамедова (1856-1857гг), Есета Котибарова (1855-1858гг) и других пламенных патриотов и отважных сыновей казахского народа.

    В целом, борьбу н

    Форма входа

    3.17.186.218

    Здравствуйте:Гость


    Кол-во непрочитанных сообщений:

    Скачать книгу Н.Никулиной "О простых, но мужественных людях села Мерке Меркенского района Жамбылской области"

    Анализатор


    Меркенский Чат


    Чат для сайта - chatadelic.net


    Поиск по сайту

    Запрос:


    Календарь новостей
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930


    Погода

    Мерке

    Ойтал

    Курс Валют
    http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана

    Кыргызский СОМ

    Курс кыргызского сома к тенге в Республике Казахстан

    Российский РУБЛЬ

    Курс российского рубля к тенге в Республике Казахстан
    Карта
    Locations of visitors to this page
    Ищу тебя
    Мужчину Женщину
    Родителей
    Одноклассников
    Друга Подружку
    Детей
    Соседей
    Помощь проекту
    Если Вы желаете оказать помощь в развитии данного проекта, пройдите по данной ссылке SMS-чат и отправьте SMS сообщение. Это будет небольшой вклад в улучшение
    и продвижение Сайта Меркенского района.
    Статистика


    Список пользователей



    Узнай свой IP адрес


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Имениники
    Сегодня мы поздравляем:
    Разное

    Copyright MyCorp © 2024
    НАС СЧИТАЮТ

    Rambler's Top100 Web100.kz Free META Tag AnalyzerКаталог Интернет ресурсов. Казахстанский интернет. Яндекс цитирования Система OrphusКаталог сайтов - Refer.Ru

    Туризм и отдых в Казахстане Оптиме - каталог сайтов