Сайт Меркенского района [неофициальный]
Оставить свой отзыв
Суббота, 27.04.2024, 02:55
Меню сайта
  • Главная страница
  • О Мерке
  • Новости Мерке
  • Архив историй и новостей
  • ФОТОАЛЬБОМ
  • Организации в Мерке
  • Погода по Казахстану
  • Казахстан
  • Карта Казахстана
  • История Казахстана
  • Святилище Мерке
  • Путешествия
  • Из истории
  • Форум
  • Поиск работы в Мерке
  • Онлайн Магазин(Объявления)
  • Гостевая книга
  • МЕРКЕНСКИЙ ЧАТ
  • ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • Каталог сайтов
  • Обратная связь
  • ТЕЛЕФ.СПРАВОЧНИК
  • Гороскоп на каждый день
  • ФАЙЛОВЫЙ ХОСТИНГ
  • Скачать
  • Великие люди
  • Поэзия
  • ҒАЖАБ-наша Меркенская Марка
  • Домен 2-го уровня Бесплатно
  • Онлайн Тесты
  • Карта Мерке
  • Правила использования сайта
  • Забыл пароль ICQ
  • Обратная связь
    468482458
    Агент@mail.ru merke20007@mail.ru
    Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 271
    Скорость интернета
    Праздники
    Праздники Казахстана
    Афиша
    Сегодня на экранах
    Переводчик

    РУССКО-КАЗАХСКИЙ ПЕРЕВОДЧИК

    Билеты на поезда

    В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней 1 Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с другой.

    Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем, против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра Шайх Хайдар-хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе многочисленных Джучидов. Внуку Абулхайра Мухаммаду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.

    Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.

    С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

    Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV—XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось “Мангытским юртом”, по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайской Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Hyp ад-Дине (1426—1440).

    Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья “узбеков”, продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках “ханом казахов и ногаев”.

    Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.

    Во второй половине XV в. появилось название народности “ногаи”, под которым они стали известны соседним народам. В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями, пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая общинная собственность.

    В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевые узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.

    После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период раздробленности в XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.

    Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты. Южнее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая доходили владения ханов Могулистана.

    Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена, известные под собирательным этнонимом “сибирские татары”, и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в. ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в начале XVI в. государства Могулистан, по верхнему течению Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в верховьях Или, шел процесс политического объединения ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

    РАЗДЕЛ II. КАЗАХСТАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Глава 4. КОНСОЛИДАЦИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ЖУЗОВ

    Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народности мира. Общая схема процесса этногенеза представляется следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народность и нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них - к языкам народностей и за тем - к образованию национального языка. Этот процесс не являлся прямолинейным. Он противоречиво через дробление, ассимиляцию, скрещивание и слияние, испытывал воздействие политических событий, изменений внешних факторов, "географической среды". Процесс этногенеза в некоторых случаях мог на время прекратиться, замедлиться, а затем возобновиться, но уже в новых исторических условиях.

    Более заметное воздействие на этническую ситуацию оказало передвижение с Алтая найманов и киреитов, образовавших на востоке Казахстана свои государственные объединения. Само название племен кайманов и киреитов вошло в казахскую генеалогическую структуру. Существенное влияние на образование казахской народности оказало государственное объединение кипчаков (XI - XII вв.). Оно занимало территорию от Иртыша до Волги. Кыпчакская конфедерация явилась естественным преемником всех предшествовавших этнополитических объединений региона и вобрала в себя многие племена, которые последствии стали называть себя кипчаками. В политических рамках кыпчакской конфедерации шел интенсивный процесс формирования кыпчакской народности феодальной эпохи.

    Однако данный процесс был прерван в начале XIII в. монгольским нашествием, подорвавшим производительные силы края, нарушившим существовавшие здесь экономические и культурные связи. По данным письменных источников, монголы были ассимилированны в кыпчакской среде. Вскоре они приняли язык и обычаи местного населения. Постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь, возобновилась тенденция к сближению родственных по происхождению языку, материальной и духовной культуре, этнополитических племенных групп.

    В первой половине XIV в. возникли новые государственные объединение на местной этнической основе. Территория Южного, Центрального и Севера- Восточного Казахстана вошла в Ак Орду, Семиречье – в Магулистан. Значительную часть населения Ак Орды составили кыпчаки, а господствующим племенем в Могулистане были дулаты. Следствием междоусобной борьбы и династических распрей явился распад Ак Орды в начале XV в. на Узбекское ханство и Ногайскую Орду.

    В этнический состав Узбекского ханства входили аргыны, бараки, дурманы, жалаиры, канглы, карлуки, кыпчаки, конграты, найманы, уйсуни и другие племена. В Ногайскую Орду входили монгыты, найманы, конглы, алчины, аргыны, конграты, карлуки, алаша, тама и др. В итоге все эти племена составили этнический компонент казахской народности.

    В целом, формирование народности- процесс длительный, время окончательного ее сложения трудно привязать к какому- то строго датированному отрезку времени. Однако совокупность исторических, археолого- этнографических источников позволяет утверждать, что процесс образования казахской народности в основной завершился на рубеже XIV-XVвв. Казахский язык формировался на кыпчакской языковой основе. Казахская этническая общность и этническое самосознание возникли под влиянием общности территории, языка, общих культурных достояний, обычаев, нравов ценностных ориентиров, общности происхождения.

    Весьма интересен вопрос о времени возникновения и происхождения этнонима “казах”. Одни исследователи полагают, что это понятие имело первоначально социальный смысл и означало людей, отделившихся от своего племени, рода, т.е, “кашак”, очевидно, имея в виду состав племен, отделившихся от ханства Абулхаира во главе с султанами Кереем и Жаныбеком. Такое передвижение масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия, т.е. с конца 50-х до конца 60-х гг. XVв.(1455-1465гг.), на самом деле содействовало политическому объединению казахов и образованию казахского ханства.

    Однако появление этноним “казах” связывать с этим событием, как будто до этого в истории не было народа по имени “казах”, было бы неправильным. Другие авторы полагают, что термин “казах” появился в период татаро- монгольского завоевания, и казахи как народ утвердились после распада Жошынского улуса в начале XIV в. Даже Ч.Ч Валиханов, находившийся под влиянием русской исторической науки, поддерживал эту версию. В письме И.Н. Березино он пишет: “по-моему, в арабских источниках о происхождении казахов вряд ли можно что –либо найти, у меня нет сомнения в том, что этот народ появился не раньше XIVв. После распада улуса Жошын”. (Валиханов Ч.Ч. Соч.:Т.2.С.129).

    Есть и другие мнения. Так, например, термин “казах” является сложением названия племен “каспи” и “сак” и образует “кассак”. Некоторые авторы считают, что в основе происхождения этого термина лежат другие этнонимы, например, “косоги”, “хазары” и др. Отдельные дореволюционные этнографы и историки трактуют слово “казах” как “вольный человек”, “беглец”. Народные предания и легенды слово “казах” связывают со словами “каз” (гусь) и “ак” (белый), то есть “белая гусыня”, которая, по легенде, превращается в девушку, давшую начало племени казахов.

    Словом, точного, однозначного ответа на вопрос о происхождении этнонима “казах” в науке пока еще нет. Между тем термин “казах” не является этнонимом, появившимся в XIV-XVвв., когда возникло Казахское ханство, или еще раньше, когда произошло татаро- монгольское завоевание и распад улусов Жошы хана. Корни этнонима “казах”, как мы полагаем, уходят в глубокую древность, и казахский народ относится к числу древнейших народов Востока. Об этом свидетельствуют письменные источники персидских, арабских, греческих и китайских авторов.

    Многие ученные Востока и Запада, а так же Российской империи на основе глубокого анализа литературных и исторических, этнографических и археологических источников доказали более ранний период возникновения этнонима “казах, приблизительно в IX-Xвв., во времена господства карлуков, огузов, караханидов на территории Казахстана, так как этнонимы обычно не сразу входили в хроники и письменные источники. Однако, не смотря на очевидность установленного факта, казахский народ на протяжении более 300 лет, вплоть до 20-х гг. ХХ в., был лишен своего собственного имени. В дореволюционной литературе и официальных документов царской администрации казахов называли киргизами или киргиз – кайсаками.

    Убедительные доводы прогрессивной демократической части научной общественности России об искаженности подлинного названия целого народа не принимались в расчет. Александр Ираклиевич Левшин, впервые поставил вопрос о самоназвании казахов, говорил о неправомерности дальнейшего сохранения за казахами названия "киргизы".

    Казахский ученый - педагог М. Дулатов в научном исследовании "История казахов и киргизов"

    утверждал, что, хотя казахи и киргизы являются родственными народами тюркского происхождения, это разные древние народы. Казахи за долго до X в. имели свое ханство, сами в нем управляли и только XVIII в. лишились самостоятельности в результате русской колонизации.

    В статье "Киргиз - кайсаки" Ч.Ч.Валиханов отмечает: "Правильное название народа, населяющего огромный край, простирающийся от юго-востока России до юга Сибири, между Жонгарией, Китаем и Кокандским ханством - это казахи. А указываемые в русских документах так называемые "каракиргизы", - это подлинные киргизы, населяющие побережья Иссык-Куля, верховья рек Текес, Чу и Талас, южные склоны Тянь-Шаня и равнинные отроги Памира. Нельзя путать эти два народа". (см. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: В 5 т. Алма-Ата, 1985. Т. 4. С. 197).

    В своей статье Д.А. Клеменец отмечает, что кочевникам - казахам имя киргизы присвоено их русским соседом, хотя они себя везде и всюду называют казахами, а также все тюркоязычные племена знают их как казахов.

    Досадно и то, что искаженное название народа сохранилось и после революции. Образованная декретом ВЦИК и СНК 26 августа 1920 года автономная республика была названа "Киргизская АССР". В апреле 1925 г. в новой столице Казахстана, Акмешит, состоялся V съезд Советов Казахстана. Среди многих решения съезда был и вопрос о переименовании названия республики. Отныне Киргизская АССР стала называться Казахской Автономной Советской Социалистической Республикой.

    До 1936 г. в русском тексте писалось "казак", "Казакстан". 9 января 1936 г. ЦИК КазАССР своим постановлением внес поправку и в это дело. В дальнейшем буква "к" в конце слова "казак" была заменена на "х" и стали писать "казах" и "Казахстан", что более созвучно и точнее передает смысл этих терминов.

    Издревле на территории Казахстана существовали три географически и экономически относительно обособленных района: Семиречья, Центральный и Северо - Восточный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из выше названных районов имел свои пути кочевок, места летних и зимних пастбищ. Основной причиной такого обособления явилась совокупность экономических, социальных, военно-политических и территориальных факторов.

    Происходившие во второй половине XV в. в Казахстане процессы сложения казахской народности, возникновения затем казахских ханств и образования трех жузов каждый по себе имеет самостоятельное историческое значение. Но они - различные стороны одного общего исторического процесса и надо рассматривать их во взаимосвязи, в общем русле развития казахского общества.

    Таким образом, жузом принято называть хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования Казахских ханств и народности являлся территорией племенного союза. В ряде исторических материалов жузы называют ордами. Само слово "жуз" означает "часть", "сторона", "ветвь" единого целого. Некоторые исследователи считают, что это понятие имеет значение "сто", "сотня". Во всяком случае, в основе образования жузов лежало объединение отдельных родов, племен в племенные союзы.

    Многие исследователи истории Казахстана пришли к заключению, что периодом образования казахских жузов следует считать XVI в.

    Условия образования жузов и сами жузы складывались исторически, их появление - не единовременный акт. При этом, очевидно, сказывалось длительное существование на территории Казахстана еще в предмонгольское время разных крупных этнополитических государственных образований, а после монгольского завоевания - монгольских улусов, и еще позднее, в XIV-XV вв., - Ак Орды, Могулистана, ханства Абухаира и Ногайской Орды.

    Жузы представляли собой государственные образования с непрочной центральной (ханской) властью, не располагавшей сильным аппаратом принуждения. Во главе каждого жуза стоял избираемый собраниями знати из прослойки султанов - чингизидов хан, а иногда - сразу несколько ханов, порой всецело зависящих от правителей родов. Основной ячейкой социально - экономической и политической структуры казахского общества оставался род.

    Старший жуз занимал, в основном, земли в южных и юго - восточных районах Казахстана, его ядро составляли древние усуньские племена. Скотоводы, жившие в Семиречье, кочевали по пастбищам в бассейнах рек Чу, Талас, Или и на горных летовках в Алатау. Здесь были свои земледельческо - оседлые оазисы и городские центры, экономически тесно связанные с кочевниками, торговые связи с Мавераннахром и Западным Туркестаном.

    С древних времен Семиречье являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. Наиболее крупные элементы в составе населения Старшего жуза - это уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, ысты, сиргели, ошакты, шапрашты, жалаиры, шанышкылы и катаганы. На базе Старшего жуза в Семиречье образовалось казахское ханство.

    Другой обособленный район кочевания находился к северу от Семиречья. Здесь основные зимовки располагались в районах среднего течения Сырдарьи, Каратау и Мойнкума, а летовки - по притокам Тобола, Ишима, Нуре, Сарысу и в степных районах Центрального Казахстана. Кочевое население этой территории тяготело к оседло-земледельческим районам Средней Азии. Оттуда кочевники в обмен на продукты животноводства получали хлеб и изделия ремесленного производства. В древности в южной части этого района находились крупные племенные союзы аланов, затем канглы, позднее кипчаков, раздвинувших границы союза на север и запад. Это был второй крупный центр этногенеза на территории Казахстана. Экономическая обособленность этого района способствовала образованию здесь Среднего жуза. В него входили: аргыны, кыпчаки, найманы, конраты, керей, уаки.

    В Западном Казахстане также был свой район зимовок и летовок. Зимние пастбища находились в низовьях Сырдарьи, Урала, в районе слияния Иргиза и Тургая, а летние - по притокам Урала (Жайык), в верховьях Тобола, по Иргизу, в Мугоджарских горах. Из племенных союзов древности здесь известны союзы сорматов, после монгольского завоевания - ногайское объединение. Сложение чисто казахских племен началось здесь позднее, в XVI в., после распада Ногайской Орды и откочевки части ногайцев на восток. На этой территории сложился Младший жуз. Образование Младшего жуза относится к более позднему времени, чем Старшего и Среднего жуза. Согласно народным преданиям, ранним названием Младшего жуза было Алшын. Вероятно, ядром жуза было племенное объединение под таким названием. В последствии Младший жуз стал делиться на два поколения - алимулы и байулы, и, по - видимому, позднее наметилось третье звено - поколение жетыру.

    Казахские жузы, в основном, сохранили состав племен и племенных объединений прошлого. Язык всех трех жузов является общим, если не считать некоторые различия в говорах. Имеются некоторые отличия в бытовом укладе, в одежде, в утвари, фольклоре.

    РАЗДЕЛ II. КАЗАХСТАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Глава 5. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV -XVII вв.

    Социально -экономические и этнические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV -XV вв. привели к закономерным итогам образованию Казахского ханства.

    Ханства, возникшие во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. В середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось "Кочевое узбекское", основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между жошидами и шайбонидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбонидов, жестоко расправлялся со своими противниками, жошидами.

    Правнук Урус хана, сын правителя Ак Орды Барак хана Жаныбек и его родственник Керей, объединив от них племенные группы кочевого и полукочевого населения, на рубеже 50 - 60-х гг. XV в. откочевали на территорию Юго - Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литературе существует мнение, что откочевка племен Восточного Дешт-и - Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством жошодов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. При этом не учитывается сложившееся за долго до этого социально - экономические и этнополитические факторы, приведшие, в конечном счете, к возникновению самостоятельного независимого ханства. Поэтому факт откочевки нельзя констатировать без анализа ее глубоких причин и реального места в истории возникновения этого государства. Передвижка масс казахского населения Семиречье в течение целого десятилетия - с конца 50-х и до конца 60-х гг. XV в. - это необычное рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протез трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягот феодальных усобиц и войн.

    Враждовавшие с Абулхайром султаны Жаныбек и Керей, боровшиеся против шайбанидов за восстановление власти династии ханов Ак Орды, использовали недовольство народных масс. В то же время они содействовали политическому объединению казахов и образованию казахского ханства. Правитель Могулистана Есен - Буга, в свою очередь, охотно вступил в союз с казахскими предводителями, стремясь обеспечить безопасность западных границ Могулистана от вторжения Абулхайра и тимуридов. Есен - Буга хан стремился также использовать казахов как реальную военную силу для отражения набегов ойратов (калмаков), начавших еще в 20 гг. XV в. тревожить Семиречье и другие районы Могулистана. В этих условиях возникновения Казахского ханства в долинах рек Чу и Таласа в 1465 -1466 гг. было вполне закономерным явлением.

    Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г. был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части рода и племен Семиречья. Так, численность населения нового ханства достигла двухсот тысяч человек.

    Источники повествуют об активной внешней политики первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над при сырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и - Кыпчака. Такая политика отражала стремление казахской народности ранее политически разобщенной, но тянувшейся к объединению в рамках одного единого государственного образования.

    Последние три десятилетия XV в. - это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мощь тимуридов, их влияния. После смерти Абулхайра значительно ослабло и Узбекское ханство. Наследникам Абулхайр хана пришлось ограничиться только соперничеством за обладание при сырдарьинской территорией, при этом прибегать к помощи тимуридов, могульских ханов и мангытских мирз.

    Жаныбек и Керей решили воспользоваться создавшимся положением и предприняли попытку овладеть властью в Узбекском ханстве. В этой междоусобной борьбе погиб сын Абулхайра Шейх Хайдар и все его родственники были убиты. Однако Жаныбеку не удалось укрепиться в Узбекском ханстве. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451-1510 гг.). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и - Кыпчаке и на при сырдарьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбани потерпел поражение и в 1486 г. ушел в Хорезм.

    Изгнанием Мухаммада Шайбани дело не кончилось. Борьба продолжалась за Отрар, где еще сидели могульские правители, и самое главное, за все Семиречье. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Другая значительная часть, в основном киргизы, распадавшегося Могулистана отошла на Тянь-Шань.

    Так, политическая обстановка благоприятствовала упрочению Казахского ханства. В целом, борьба за присырдарьинские города, их громадную кочевую периферию в Дешт-и – Кыпчаке, а также за районы Cемиречья отражала ход формирования этнической территории казахской, узбекской и киргизской народностей, сложное переплетение этнических процессов на территории казахстанско-среднеазиатского региона.

    Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в., гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.

    После смерти в 1480 г. Жаныбека ханский престол занял сын Керея Бурундык (1480-1511 гг). Время его правления было периодом наиболее ожесточенной борьбы за власть в Дешт-и-Кыпчаке двух династийных линий-потомков Шайбани и Жоши. Кроме ханства Бурундыка, в казахской степи были владения других султанов: сына Жаныбека Касыма - и районе оз. Балхаш и р. Каратал, султанов Жаныша, Таныша, Ахмеда и др.

    Источники, в частности Мухаммад Хайдар, отмечают, что хотя Бурундык и являлся ханом, правление ханством фактически находилось в руках Касыма. Между ними шла острая борьба за власть, завершившаяся победой султана Касыма и изгнанием потерявшего авторитет Бурундыка, который удалился в Самарканд, где и умер. Полновластным ханом в Казахской степи с 1511 г. стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана.

    Захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, Мухаммад Шайбани хан стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских правителей в Присырдарье. Для начала он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами и чтобы не было никаких взаимных посещений и поездок купцов, а при появлении было приказано их грабить. Объявленная Мухаммадом Шайбани, по существу, экономическая блокада-запрет на торговлю с казахами, а также военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.

    Однако насущная экономическая потребность в торговле обеих сторон была сильнее указов Мухаммада Шайбани. Его политика задевала экономические интересы не только кочевого и полукочевого населения юга Казахстана, купцов и ремесленников присырдарьинских городов, но и население самого Мавераннахра, она вызывала обострение военно-политической обстановки. Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих войнах Касыму удалось отвоевывать у Мухаммада Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.

    Удачнее складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Здесь основные районы Семиречья входили в состав владений хана Касыма. Становилась все прочнее политическая самостоятельность киргизских племен, которым укрепились в иссыккульской долине. Исследователи считают, что киргизы переселились сюда с Енисея, вероятно, небольшими группами. Смешавшись с местным тюркоязычным населением Тянь-Шаня, пришельцы передали им свое самоназвание “киргиз”. Власть Касым хана не распространялась на них. Расширились территориальные владения Касыма и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис. Часть родов и племен Ногайской Орды откочевала под власть казахских ханов и султанов.

    Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали большую часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Жайык. Во времена Касыма население Казахстана достигло одного миллиона человек, а численность войск - до 300 тысяч.

    “Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Жучи хана”, - писал тогда историк Мухамед Хайдар Дулати. Касым прославился как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарским ханством и умело использовал эти связи в борьбе против шайбанидов.

    По свидетельству Алихана Букейханова, “Касым хан, объединив весь киргизский народ, располагал огромной военной силой. К счастью своих подданных, этот последний из могущественных ханов не принадлежал к числу обычных завоевателей Азии и стяжал любовь своего народа миролюбивой политикой. За свое миролюбие Касым хан пользовался необычайной популярностью в народе”. (Россия. Полное геогр. описание нашего Отечества. СПБ., 1903, Т. 18. С. 143). Казахское ханство при Касыме постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство при правлении великого князя Василия III (1505-1533 гг). При Касым хане казахи, как самостоятельная народность, стали известны в Западной Европе.

    Касым оставил о себе добрую память у казахов еще и тем, что он составил документы, послужившие затем основой для впервые разрабатываемой “Жеты-Жаргы”. Этот его труд получил в истории казахов название “Касым ханнын каска жолы” (“Касыма праведный путь”). Скончался Касым хан в 1523 г. в Сарайчике в возрасте 70 лет.

    История Казахских ханств в ХУ1-ХУП вв. мало изучена. Сведения, сообщаемые источниками по истории казахов этого периода, скупы н отрывочны. Они отражают главным образом, войны казахских феодалов с узбекскими и могулистанскими правителями. Несомненно, однако, что казахские ханства в ХVI-XVII вв. не охватывали всей территорий современного Казахстана и всего казахского населения. Часть территории в XVI в. входила в состав Могулистана, Узбекского ханства, Ногайской Орды; а XVII в. была занята ойратскими племенами. Границы Казахского ханства часто изменялись в зависимости от военных успехов или неудач. Казахская степь не представляла еще единого целого в политическом и экономическом отношениях.

    После смерти Касыма феодальные усобицы усилились. Сын Касыма Мамаш был вскоре убит в одной из стычек. Касыма наследовал его внук Тахир (1523-1533 гг.), характеризующийся в источниках человеком жестоким и вероломным.

    Феодальные войны продолжались и при последующих ханах: Буйдаше, Ахмед хане, Тугум хане и других. В ХVI-ХVII вв. наиболее значительными казахскими ханами, оставившими более или менее заметный след в истории казахского народа, были: сын Касыма Хакк-Назар (Акназар) (1538-1580 гг.), внук Жаныбека Шигай (1580-1582 гг)., Тевеккель (Тауек-кель (1582-1598 гг.), Есим (1598-1645 гг.), Жангир (1645-1680гг.), Тауке (1680-1718гг.).

    Попытку укрепить свою власть и расширить границы Казахского ханства предпринял Акназар хан. В это время в Ногайской Орде происходила острая борьба между двумя феодальными группами: одна из них хотела перейти в российское подданство, другая тяготела к казахским кочевым улуса. Используя эту ситуацию, Акиазар привлек на свою сторону многих ногайских мурз. Ногайские улусы, кочевавшие по левой стороне Жайыка, подчинялись Акназару. Борьба за влияние над ногаями продолжалась вплоть до конца 70-х годов. За 42 года своего ханства Акназар предпринял несколько боевых действий по захвату Ташкента, по изгнанию ойратских (калмакских) завоевателей из Семиречья, по пресечению свободного кочевания ногаев по Жайыку и Волге.

    Английский путешественник Дженкинсон, побывавший в конце 1558 г. в Бухаре, оставил свидетельство, относящееся к периоду правления Акиазара, о том, что “казахи, народ сильный и могущественный, уже три года теснили Ташкент и препятствовали грабежами своими свободной езде караванов” (Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касымовских царях и царевичах. СПБ, 1864, ч. 11. С. 332). В 1580 г. Акназар был убит человеком, подосланным правителем Ташкента, Баба-Султаном.

    После Акназара одним из сильных ханов, достигших значительных успехов в борьбе за независимость казахских земель, был Тауеккель. Он разбил войска Баба-Султана около Туркестана и убил его, затем войско бухарского хана Абдуллы, овладел Туркестаном, Ташкентом и Самаркандом. Оставив в Самарканде своего брата Есима с 20-тысячным войском, хан Тауеккель осадил Бухару с 70-80-тысячной армией. В этой битве Тауеккель был тяжело ранен и вынужден был отступить в Ташкент, где и умер.

    При Тауеккеле начались дипломатические связи Казахстана с Россией. В конце 1594 г. в Москву прибыл казахский посол Кулмухаммед для заключения дружественного соглашения с Россией. Однако, как свидетельствуют материалы некоторых исследователей, истинной целью Тауеккеля при посылке мисси

    Форма входа

    18.190.217.134

    Здравствуйте:Гость


    Кол-во непрочитанных сообщений:

    Скачать книгу Н.Никулиной "О простых, но мужественных людях села Мерке Меркенского района Жамбылской области"

    Анализатор


    Меркенский Чат


    Чат для сайта - chatadelic.net


    Поиск по сайту

    Запрос:


    Календарь новостей
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930


    Погода

    Мерке

    Ойтал

    Курс Валют
    http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана

    Кыргызский СОМ

    Курс кыргызского сома к тенге в Республике Казахстан

    Российский РУБЛЬ

    Курс российского рубля к тенге в Республике Казахстан
    Карта
    Locations of visitors to this page
    Ищу тебя
    Мужчину Женщину
    Родителей
    Одноклассников
    Друга Подружку
    Детей
    Соседей
    Помощь проекту
    Если Вы желаете оказать помощь в развитии данного проекта, пройдите по данной ссылке SMS-чат и отправьте SMS сообщение. Это будет небольшой вклад в улучшение
    и продвижение Сайта Меркенского района.
    Статистика


    Список пользователей



    Узнай свой IP адрес


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Имениники
    Сегодня мы поздравляем:
    Разное

    Copyright MyCorp © 2024
    НАС СЧИТАЮТ

    Rambler's Top100 Web100.kz Free META Tag AnalyzerКаталог Интернет ресурсов. Казахстанский интернет. Яндекс цитирования Система OrphusКаталог сайтов - Refer.Ru

    Туризм и отдых в Казахстане Оптиме - каталог сайтов