Сайт Меркенского района [неофициальный]
Получить короткий номер ICQ
Пятница, 26.04.2024, 12:59
Меню сайта
  • Главная страница
  • О Мерке
  • Новости Мерке
  • Архив историй и новостей
  • ФОТОАЛЬБОМ
  • Организации в Мерке
  • Погода по Казахстану
  • Казахстан
  • Карта Казахстана
  • История Казахстана
  • Святилище Мерке
  • Путешествия
  • Из истории
  • Форум
  • Поиск работы в Мерке
  • Онлайн Магазин(Объявления)
  • Гостевая книга
  • МЕРКЕНСКИЙ ЧАТ
  • ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • Каталог сайтов
  • Обратная связь
  • ТЕЛЕФ.СПРАВОЧНИК
  • Гороскоп на каждый день
  • ФАЙЛОВЫЙ ХОСТИНГ
  • Скачать
  • Великие люди
  • Поэзия
  • ҒАЖАБ-наша Меркенская Марка
  • Домен 2-го уровня Бесплатно
  • Онлайн Тесты
  • Карта Мерке
  • Правила использования сайта
  • Забыл пароль ICQ
  • Обратная связь
    468482458
    Агент@mail.ru  merke2007@mail.ru
    Мини-чат
    Наш опрос
    Верите ли вы в конец света 21 декабря 2012
    Всего ответов: 98
    Скорость интернета
    Праздники
    Праздники Казахстана
    Афиша
    Сегодня на экранах
    Переводчик

    РУССКО-КАЗАХСКИЙ ПЕРЕВОДЧИК

    Билеты на поезда

    Для нормальной работы сайта используйте Opera. Скачать.

    История Казастана!

    РАЗДЕЛ I. КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ


    Глава 1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА

    Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век.Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.

    Ранний и средний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называется ранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э.Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу.В Южном Казахстане самые древние находки каменных орудий одновременны с находками в пещере ЧжоуКоу Дянь, из Индии и Африки. Благоприятным районом для расселения древнейшего человека были горы-Каратау в Южном Казахстане. Именно здесь, на террасах р. Арыстанды, были обнаружены наиболее древние каменные орудия.Многочисленны стоянки более позднего времени. Это Ша-бакты, Танирказган, Борыказган. На них собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня — ручные рубила, остроконечники, нуклеусы, отщепы.В эпоху мустье получило- развитие изготовление каменных орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Основными орудиями и оружием мустье были остроконечники и скребла.Люди в это время научились добывать огонь. Неандерталец, который жил в эту эпоху, уже обладал развитым мышлением. Начинают складываться первые религиозные представления.Люди жили коллективами — стадами. Так было удобнее охотиться, устраивать облавы на животных.Среди мустьерских стоянок, обнаруженных в Казахстане, одна из наиболее интересных находилась в урочище Карасу, на правом берегу р. Арыстанды, в Южном Казахстане, в Центральном Казахстане и Прииртышье. Известны находки мустьерских орудий в среднем течении Сарысу, на останце Музбель, в урочище Батпак.

    Поздний палеолит. Время этого периода охватывает период с 40 тыс. лет до 10 тыс. лет. до н.э.

    В эпоху позднего палеолита техника обработки камня продолжала совершенствоваться. Теперь с одного нуклеуса, кремневого, либо кварцевого, люди ухитрялись скалывать не две-четыре пластины, а по несколько десятков острых тонких пластин, которые использовались в качестве ножей. Высокого совершенства достигла техника обработки кости и рога, из которых изготавливались самые разнообразные орудия — гарпуны, наконечники копий, дротиков. С эпохой позднего палеолита связаны, и колоссальные изменения в физическом облике человека — формируется человек современного вида. В Южном Казахстане обнаружен ряд стоянок этого времени. Это Ачисайская стоянка западнее поселка Чулак-Курган, где на глубине 7,5—7,8 м выявлен культурный слой.

    Мезолит. Эпоха верхнего палеолита сменилась меэолитом. Он как бы является своеобразным мостиком между древним каменным веком и неолитом, новокаменным веком. Мезолит характеризуется резким потеплением климата, началом бурного таяния ледников. Эти климатические изменения начались 12—14 тысяч лет тому назад. Изменились растительный и животный мир, впрочем, не в лучшую сторону. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Возникла необходимость в более современных орудиях труда и охоты, и они были изобретены — ими стали лук со стрелами и бумеранг.

    РАЗДЕЛ I. КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ

    Глава 2. БРОНЗОВЫЙ ВЕК

    Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н. э., произошло это скорее всего в предгорьях Малой Азии. В VI-V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага, а в горных районах Казахстана земледелие утвердилось в эпоху бронзы, в конце III тыс. до н. э

    Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал одновременно и вел комплексное хозяйство.

    Ковыльные разнотравные степи Казахстана с высоким травостоем были идеальным пастбищем.

    На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие- была изобретена технология получения бронзы.

    Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. Это условное название. Оно было выбрано по месту первых раскопок, могильника у с. Андронов, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири.

    Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII- XVI вв. до н э ; средняя — XV—XII вв до н. э ; поздняя — XII - начало VIII вв. до н э.

    Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности. был Центральный Казахстан. Сейчас на этой территории известно свыше 30 поселений и более 150 могильников.

    Для андроновской культуры здесь характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

    Большинство андроновских поселений были расположены на берегах степных рек или ручьев. Рядом с ними в поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды, на которых выращивали зерно и овощи.

    Важную роль, более существенную, чем земледелие, играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали молоко, мясо, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей было молоко. Из него изготавливали творог и сыр.

    Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч т меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс.т. руды.

    В гончарстве в разное время совершенствовалась техника лепки сосудов, что обусловливало и различные формы горшков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.

    В ушах женщины носили бронзовые серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и перстни.

    Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры и кинжалы, каменные булавы.

    РАЗДЕЛ I. КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ

     Глава 3. СОЮЗЫ ПЛЕМЕН И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

    §1. САКСКИЕ ПЛЕМЕНА

    В первом тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства — Ассирия и Мидия.

    В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем его явился Кир II, который в 550 г до н.э. разгромил и подчинил себе Мидию, создав огромную державу, включавшую в себя и южные районы Средней Азии. Позднее ахемениды подчинили себе и северные районы Средней Азии. В Бесхистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I, говорится, что в состав Ахеменидского государства (в промежутке 530—522 гг. до н.э. ) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака — народы, которые находились на территории Средней Азии и Казахстана и были завоеваны, либо подчинены ахеменидами. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности, Авесты, обитали кочевые “туры с быстрыми конями”. Туры в персидских источниках именуются саками, что значит “могучие мужи”, а в сочинениях греческих авторов они фигурируют под названием “скифы”, — именем, которое широко вошло в обиход как синоним кочевников. В числе саков письменные источники называют саков — тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саков хаомоварга (изготавливающих напиток ХАОМА), саков парадарайя (заречных).

    Где конкретно располагались сакские племена, сказать сейчас очень трудно, поскольку точных географических при вязок древние авторы не сообщают, скорее всего, массагеты обитали в Приаралье, саки- тиграхауда — в Семиречье.

    Сакские племена аримаспов и “стерегущих золото грифов”, видимо, располагались в Восточном Казахстане и на Алтае, где находились золотые рудники.

    Геродот и другие авторы повествуют о войнах персов и саков о победе саков над ахеменидским царем Киром, который подчинил себе все страны от Ирана до Средиземноморья, считал себе почти равным богам и непобедимым.

    С сакамн воевали и другие цари из династии ахеменидов. В 519- 518 гг. до н. э.поход против саков-тиграхауда предпринял Дарий I. Дарию удалось подчинить саков они стали платить ему дань Саки в составе персидской армии воевали в Египте, Греции и отличились в битвах при Фермопилах.

    Следующая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.

    Неудачей закончилась попытка Александра Македонского подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Они остановили продвижение великого завоевания на Восток.

    Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей.

    Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорной зоне Киргизского, Заилийского и Джунгарского Алатау, в горных долинах Кегеня и Нарынкола.

    Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее г. Алма-Аты. в предгорьях Заилийского Алатау.

    Человек, который был погребен в кургане Иссык, занимал в сакском обществе высокое положение, он был вождем - “царем”.

    С сакским временем связана эпоха освоения огромных степных и горных пространств, господства скотоводства, в его различных формах, в том либо ином сочетании с земледелием.

    У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с занятием земледелием. В долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла, найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов.

    Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой в частности, с литьём бронз.

    Вопрос о том, как было организовано сакское общество до сих пор, вызывает споры ученых. В это время сакское общество, судя по находкам погребений “царей”, находкам письменности, уже было классовым, и саки стояли на пороге формирования государства.

    Одним из ярких явлений мировой культуры является сакское искусство. Оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.

    В целом, сакский, или сако скифский “звериный стиль”, сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

    §2. УСУНИ

    Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. до н. э. усуньи подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул “гуньмо” (кунь-баг — князь над князьями).

    В китайских источниках оно называлось “Усунь-го (усуньское государство).

    Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Чу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владение соприкасалось с Ферганой (Даванью).

    Столица усуней - Чигучен (“Город красной долины”) находилась на берегу Иссык-Куля.

    Посол Китайского императора У-ди, князь Чжан Цянь, в 138 г., отправленный на Запад, пишет о том, что владение Усунь насчитывало по 630000 человек и могло выставить 188000 воинов.

    Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно- иранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Название “уйсун” носит одно из крупных казахских племен.

    На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней распологались в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, которые располагались по течении рек.

    Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами.

    Питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб.

    Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстных тканей, кожи, овчин.

    Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел.

    Усуньское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Известно, что богатые усуни содержали до 5000 лошадей.

    Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней имелись рабы, которые, в основном, состояли из военнопленных.

    Таким образом, письменные, источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

    §3. ГОСУДАРСТВО КАНГЮЙ

    Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках II в. до н, э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарьи.

    Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участков Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, — шедшего по Сырдарье.

    Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком из языков говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие ученые полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием тюрских племен стали изменять свой этнический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков.

    Археологические исследования последних лет позволяют представить и внешний облик кангюйцев. Он дошел до нас в виде гравированных изображений на костяных пластинах, некогда нашивавшихся на кожаную основу. Пластины были обнаружены при раскопках кангюйских курганов рубежа первых веков.

    На одной из них показана сцена сражения конных и пеших витязей, на другой — конная охота. Все участники баталий и охоты принадлежат к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке, головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. Портрет заканчивают свисающие до подбородков усы и борода. На воинах надеты защитные доспехи из нашитых на кафтаны пластинчатых полуовальные либо чешуйчатых пластин. На головах округлые шлемы, шеи прикрыты бронированными воротниками. Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками: длинные двухлезвийные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранным наконечником, длинный трехчастный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими для стрел.

    В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена на ташкентском оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа.

    Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение — Кангюй, которое играло важную роль, в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

    §4. ХУННУ

    В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, с жестокостью и варварством. Гунны во главе с Аттилой производили опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Все это — знакомые события европейской истории. Менее известные — азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии, в том числе и на территории Казахстана, в последние века до н. э. — первые вв. н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну, или сюнну.

    “Возвышение дома Хунну”, как называют это событие древние хроники, было связано с именем Модэ шаньюя, который, придя к власти в 206 г. до н. э., осуществил ряд завоеваний и победоносных войн.

    В 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур, властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях Чжичжи находился и с Китаем.

    Острое соперничество происходит между Чжичжи и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжичжи как нельзя, кстати, оказалось предложение владетеля государства Кангюй, ставка которого находилась на берегах Сырдарьи. Он пригласил Хунну в свои восточные владения — в Таласскую долину — и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией.

    Усиление Чжичжи серьезно беспокоили Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом и китайцы разгромили ставку, Чжичжи, а его самого убили.

    Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Хунну двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. хунну и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.

    По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным или экстенсивным скотоводством. Вмешательство человека в естественноисторические процессы было минимальным. Скот круглогодично содержался на подножном корме, без заготовок корма на зиму. У гуннов существовали также оседлость и земледелие.

    Высокого развития достигло военное дело. Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были луки и стрелы.

    В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли “начальники поколении” (старейшины).

    Однако родовой строй уже дал трещину, в недрах его созрели черты новых общественных отношений. Источники сообщают о существовании среди хунну частно- семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю.

    Письменные источники сообщают также о форме власти в гуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным владыкой. Вслед за шаньюем шли князья, носящие общее название темников.

    Таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству.

    РАЗДЕЛ II. КАЗАХСТАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Глава 1. ГОСУДАРСТВО РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI-нач. XIIIвв.)

    § 1. ТЮРКСКИЙ И ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТЫ (552—756 гг.)

    Эпоха великого переселения народов (II V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана. Средней Азии и Восточной Европы В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.

    В VI в земли Казахстана подпали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Формирование собственно тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер VI в. в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая.

    Первое упоминание этнонима “тюрк” встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы считали тюрков потомками сюнну (хунну). В 546 г. благодаря присоединению на Алтае разгромленного большого войска племени теле в количестве 50 тыс кибиток, тюрки заметно усилились. Весной 552 г предводитель тюрков Бумын выступил против своих сюзеренов аваров (жуань -жуаней) и нанес им сокрушительное поражение На развалинах этого государства они создали Тюркский каганат. Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган (ум. в 553 г.) В годы правления его преемника Мукан кагана (553—572) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргы-зы на Енисее, их данником стало северокитайское государство.Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561—563 гг. тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз. В 564 г шах Ирана Хосров Ануширван (531-579 гт) отнял у эфталитов важную стратегическую область Тохаристан. Основные сила эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой. Границей сфер политического влияния Ирана и Западнотюркского каганата была Амударья.

    После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути в страны Средиземноморья.

    Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г согдийский купец Маниах возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь, где было заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана. Персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такой исход отразился на византийско-тюркском союзе. В 571 г Истеми овладел Северным Кавказом и вышел к Боспору (Керченскому проливу). Его сын Турксанф захватил Керчь и вторгся в Крым (576 г), но вскоре покинул полуостров. Междоусобная война и социальные противоречия ослабили каганат. Окрепший Иран в 588 г. нанес под Гератом поражение тюркам. Византия к 590 г. вновь овладела Боспором

    Период усобиц (582—593 гг) в Тюркском каганате завершился в 603 г. выделением Западнотюркского каганата, занявшим территорию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей.

    Западнотюркский каганат (603—704 гг.). Этнополитическим ядром каганата стали “десять племен” (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее пять племен нушиби. Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана) Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй кагана (610—618 гг.) и его младшего брата Ток-джабгу-кагана (618—630 гг.). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до севере западной Индии.

    Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Город и степь были взаимонуждающимися и взаимодополняющимися частями совокупного социально-политического организма в составе каганата. Население и тюркское и согдийское занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством.

    Первым лицом в каганате был каган — верховный владыка, правитель, военачальник, возможно, и собственник всех земель

    Высшие титулы в каганате — ябгу, шад и эльтебер — принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата состояло из свободных мелких общинников-скотоводов (карабудун). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные. Подчинение всегда сопровождалось установлением даннических отношений. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов.

    На завоеванных землях в основном сохранилось их социальной, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны, контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку. В Западнотюркском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений.

    Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западнотюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 г. политической гегемонии в Семиречье.

    Тюргешский каганат (704—756 гг.). Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-кагаи (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

    В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.

    В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войска династии Тан, с востока угрожали центрально азиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. разбил тюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью, в это время против арабского наместника восстали самаркандцы и каган центрально азиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабский гарнизон от полного разгрома. В 712—713 гг. против арабов выступили объединенные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейба собрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству в Мавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, он совершает в 714 г. поход на Исфиджаб.

    Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715—738 гг.), окреп. Военно-административная власть перешла к племенам “черных” тюргешей, чья орда (ставка) была перенесена в Талас (Тараз).

    Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, на востоке Танский двор поддерживал претендентов из династии западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Каган тюргешей Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у арабов прозвишс Абу Музахим (Бодливый). Лишь в конце 732 г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за тем потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

    Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между “желтыми” и “черными” тюргешами.

    В 746 г. в Жетысу с Алтая и Тарбагатая переселились карлуки. В междоусобной борьбе, а также в жестокой длительной схватке с арабами тюргещские каганы потеряли свое былое могущество, вследствие чего не могли оказать достойного сопротивления карлукам. Создавшейся обстановкой воспользовались, провидевшая активную политику в этом регионе Китайская империя. Ее наместники в Восточном Туркестане в 748 г. двинули свои войска на г. Суяб, захватили и разрушили его, был казнен владетель Шаша. Его сын обратился за помощью к арабам. В 751 г. у города Атлаха около Тараза, развернулось грандиозное сражение между аббасидским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сяньчжи. Битва продолжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было наголову разбито. Битва у Атлаха имела большое историческое значение в судьбах народов Жетысу и Мавераннахра. Танские войска оставили не только пределы Жетысу, но и Восточный Туркестан под давлением уйгуров и тибетцев. Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш. Но междоусобицы окончательно подорвали Тюргешское государство и оно пало в 756 г. под натиском тюркоязычных племен карлуков.

    Тюргешский каганат продолжил государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Западнотюркского каганата и в сущности составлял последний период в его истории. На руинах Западнотюркского каганата кочевые и полукочевые тюркские племена образовали четыре могущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три этно-социальных объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава, в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимекский каганат, а наследниками исконных земель Западнотюркского каганата — Жетысу (Семиречья) стали карлуки.

    § 2. КАРЛУКСКОЕ ГОСУДАРСТВО (756—940 гг.)

    Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в. Название “уч карлук” (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени - булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

    В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмылы — их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Центральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат (744—840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата.

    В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этог противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье.

    В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки продолжали расширять границы. В 766—775 гг. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIII в. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану.

    На территории Жетысу сформировалось политическое объединение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источникам, карлукское объединение в IX Х вв. состояло из многочисленных разноплеменных групп.

    В VIII—Х вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), “требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток”.

    Соперничество на востоке в конце VIII — начале IX в. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии.

    В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому каганату, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана.

    Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

    Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.

    Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами угодьями, но и городскими цент

    [1] [2] [3] [4]

    Форма входа

    18.217.203.172

    Здравствуйте:Гость

    Скачать книгу Н.Никулиной "О простых, но мужественных людях села Мерке Меркенского района Жамбылской области"  

    Анализатор


    Поиск по сайту

    Запрос:


    Календарь новостей
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930


    Погода

    Мерке

    Ойтал

    Курс Валют
    http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана

    Кыргызский СОМ

    Курс кыргызского сома к тенге в Республике Казахстан

    Российский РУБЛЬ

    Курс российского рубля к тенге в Республике Казахстан
    Вход в чат
    Ник:
    Пароль:
    Карта
    Locations of visitors to this page
    Ищу тебя
    Мужчину Женщину
    Родителей
    Одноклассников
    Друга Подружку
    Детей
    Соседей
    Помощь проекту
    Если Вы желаете оказать помощь в развитии данного проекта, пройдите по данной ссылке SMS-чат и отправьте SMS сообщение. Это будет небольшой вклад в улучшение
    и продвижение Сайта Меркенского района.
    Статистика


    НАС СЧИТАЮТ

    Rambler's Top100 Web100.kz Free META Tag AnalyzerКаталог Интернет ресурсов. Казахстанский интернет. Яндекс цитирования Система OrphusКаталог сайтов - Refer.Ru

    Туризм и отдых в Казахстане Оптиме - каталог сайтов